Главная
О компании
Юридическая помощь и цены Юридическая консультация Юридическая помощь физическим лицам
Адвокаты
Партнеры
Новости
Публикации
Контакты  
Юридические услуги Наш офис:
197198, Россия, г. Санкт-Петербург,
Большой пр. П.С., д. 18
Время работы: пн.-пт. с 10 до 19
Рус Eng
(812) 718-69-18

Разделы:

Сделки с недвижимостью

Корпоративное право

Интеллектуальная собственность

Семейное право

Комментарии законодательства

Налоговое право

Ипотека

Судебная практика

Видео публикации


Партнеры



Сделки с недвижимостью


10 сентября 2009

О дачной амнистии, регистрации домов и земельных участков и не только. Руководитель Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии ответил на вопросы читателей сайта "Ъ"

Павел [ 01.09 17:56 ] Что делать, если в администрации мне отказываются передать сотки у моего дома в собственность, разрешают только в аренду? Я владею участком 7 соток в населенном пункте Мытищинского района Московской области. реально огорожено на две сотки больше, и никто кроме меня не будет этой землей пользоваться, так как эти сотки непосредственно связаны с моим законным участком и домом и необходимы для его обслуживания. Права ли администрация?

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

— изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

— резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть оспорены в судебном порядке.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Манакина Наталья [ 01.09 17:56 ] Семья проживает в загородном доме на участке, принадлежащем кооперативу. Первоначально все завещалось одному собственнику, в том числе по закону 16 соток были переданы в пожизненную аренду. Далее этот собственник разделил дачный участок на 2 собственников (детей). Вопрос: как оформляется пожизненная аренда? Нужно ли ее переводить в собственность и как это сделать? Спасибо.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия «пожизненная аренда». По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно статье 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором; если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок; законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества; договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

В случае если земельный участок находится в частной собственности, вопросы по поводу выкупа арендуемого имущества решаются по соглашению между арендатором и арендодателем (собственником имущества). Если земельный участок находится в государственной собственности, то в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков; указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Александр [ 01.09 23:00 ] Возможна ли государственная регистрация дополнительного соглашения к договору купли-продажи жилого помещения (прошедшего госрегистрацию), при условии что сторонами обязательства по договору исполнены в полном объеме, переход права зарегистрирован, т. е. обязательства по договору прекращены по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации?

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации договор является основанием возникновения гражданско-правовых обязательств. В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 454, статьей 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество, а покупатель — принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Таким образом, из договора продажи недвижимости у каждой из сторон возникают взаимные обязательства по отношению друг к другу. Дополнительное соглашение к договору заключается с целью изменения договора (обязательств) (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство. То есть если по договору купли-продажи обязательства сторон исполнены в полном объеме, такие обязательства считаются прекращенными и уже не могут быть изменены. То есть дополнительное соглашение к исполненному договору не является действительным, следовательно, зарегистрировано быть не может.

Попова Елена Петровна, Воронеж [ 02.09 11:26 ] После смерти супруга моя родственница приняла в наследство в 1995 году землю и дачный домик, получила документы на право собственности. Нужно ли ей в настоящий момент производить замеры и оценку и оформлять дополнительные документы на право собственности? Если нужно, то что она должна сделать?

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Ирина [ 02.09 12:36 ] Добрый день. Я — член садового товарищества. У нас прошла приватизация участков, но приватизация общественных земель пока не проводилась. В этой связи объясните, правомерен ли захват общественных земель владельцами крайних участков и их последующая приватизация без согласования с членами товарищества? Правление нас убеждает, что это нормально, захват общественных территорий попадает под амнистию. Спасибо.

Земли общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся к имуществу общего пользования и предназначены для обеспечения потребностей всех членов такого общества.

Вопрос принятия решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» относится к исключительной компетенции общего собрания членов этого объединения.

Действующее законодательство Российской Федерации дает возможность гражданам оформить права на земельные участки, фактическая площадь которых превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах. При этом оговорено обязательное условие наличия решения о согласовании местоположения границ со смежными землепользователями.

Таким образом, оформление прав на земельный участок возможно в случае, если общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения принято решение о согласовании границ земельного участка с участком общего пользования и если площадь земельного участка не будет больше площади, указанной в правоустанавливающих документах, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем 10 % площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах (пункт 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Следует отметить, что использование земельного участка, площадь которого больше площади, указанной в правоустанавливающих документах, является нарушением земельного законодательства, за которое статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Алексей [ 02.09 13:45 ] Добрый день! Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно недавних поправок в 122 ФЗ «О регистрации….", дающих право ФРС не исполнять вступившие в законную силу решения судов? Не считаете ли Вы, что, помимо того, что это противоречит принципу обязательности судебных решений для всех без исключения органов и лиц, так, помимо всего прочего, несет в себе мощную коррупционную составляющую? Также хотел бы поинтересоваться Вашим мнением, относительно сроков регистрации. До создания Росрегистрации имелась возможность совершенно официально уплатив повышенную пошлину зарегистрировать сделку в срок 1, 3, 5 дней. Теперь же ставки взяток за «ускорение» доходят до 15000$. Не было бы правильнее наполнять бюджет, позволять регистраторам выполнять работу быстрее, зарабатывая себе премию, а людям дать возможность регистрировать сделки в кратчайшие сроки? Не секрет, что на тот объем работы и уровень зарплаты не пойдет работать регистратором человек с высокой квалификацией, а возможность для официального премирования по результатам ускоренной регистрации отсутствует.

По вопросу о внесенных в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» поправках в отношении регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных решений, хочу отметить, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

В этой связи Росреестр не обладает исключительными правами в части исполнения (неисполнения) судебных актов.

Вместе с тем следует отметить, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, возникших на основании судебных решений, предусмотрен пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997

№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и является закрытым, отказ возможет только по следующим основаниям:

— документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

— лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества абзац шестой пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

— лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий (абзац седьмой пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

— правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества (абзац девятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

— не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац десятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

— имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

— осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

По вопросу установления сокращенных сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и дифференцированного взимания государственной пошлины в зависимости от сроков регистрации следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Росреестр и его территориальные органы в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную Законом о регистрации.

При этом согласно пункту 7 части II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а ипотеки жилых помещений — не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня. Таким образом, государственная регистрация иных сделок и прав на объекты недвижимости в срок, не превышающий установленный Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» месячный срок, не является нарушением порядка государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 42 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста РФ от 14.09.2006 № 293, по решению руководителей территориальных органов Росрегистрации указанный в пункте 40 вышеуказанного Административного регламента срок (месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав) может быть сокращен для государственной регистрации отдельных видов прав и сделок или государственной регистрации в целом.

Считаю необходимым указать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам применения законодательства о налогах и сборах является Министерство финансов Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

В то же время, полагаю, что данный вопрос может быть разрешен только путем внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Юлия [ 02.09 17:10 ] Как принять наследство, дом и участок вокруг него, если документов на дом и землю не существует изначально, поскольку дом был построен приблизительно в 1900 году? С чего начать, к кому посоветуете обращаться?

Статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При отсутствии правоустанавливающих документов проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество невозможно.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Приобретение имущества возможно также в силу приобретательской давности в порядке, предусмотренном статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владимир Старухин [ 02.09 19:19 ] Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, контролирует ли кто-нибудь из Ваших подчинённых работу районных структур, а именно, Наро-Фоминского Московской области. Очередь нужно занимать в 4 часа утра. Рассмотрение заявлений без предварительной оплаты в «карман» не производится (всегда получишь отрицательный ответ через месяц). Спасибо.

В случае выявления фактов вымогательства работниками Наро-Фоминского отдела денежных средств, заявителю необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Также заявитель может сообщить соответствующую информацию, позвонив по телефону доверия Управления Росрегистрации по Московской области 8(499) 148-98-04, или Росреестра – 917-89-84, либо направив ее в виде электронного сообщения на email: anticorruption@rosregistr.ru. В этом случае поступившая информация будет незамедлительно передана в правоохранительные органы для организации проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

При этом необходимо указать в заявлении конкретные факты совершения преступлений, а также координаты для обратной связи.

Дмитрий Иванович [ 02.09 19:23 ] После покупки участка в садовом товариществе выяснилось, что общая площадь участка не 6 соток, а значительно больше. Как лишние сотки узаконить?

В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» уточненные данные о площади земельного участка и местоположении его границ, вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним без повторной регистрации на основании заявления правообладателя земельного участка и кадастрового плана этого земельного участка.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

При кадастровом учете, в связи с уточнением границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета если площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. В случае, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой в государственном кадастре недвижимости.

Дополнительно отмечу, что использование земельного участка за границами землеотвода является нарушением земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Со всеми ответами можно ознакомится на сайте газеты Коммерсант

Версия для печати
Юридическая помощь и цены
Консультации по вопросам налогообложения, жилищным и юридическим вопросам
Публикации
Создание сайта «Ай-Ти Дизайн»
 

© 2003-2016 «ЮРИНФОРМ-ЦЕНТР», Санкт-Петербург. | Карта сайта
Большой пр. П.С., д. 18. Тел. +7 (812) 718-69-18
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
онлайн консультация юридическая консультация

Сайт наших партнеров. Компания Demis Group.